ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о Всероссийском конкурсе
оформления книжных тематических выставок
в библиотеках общеобразовательных организаций РФ
«Россия будущего – страна Культуры»
ко Дню Культуры 15 апреля 2019 года
Сегодня жизненно необходимо осознать, что единственный путь, ведущий к единению и укреплению России, ее процветанию и ведущей роли в мире – это путь Культуры, путь воспитания человека культуры. Иначе ситуация будет только усугубляться, что мы и наблюдаем достаточно продолжительное время. Только повышение культурного уровня общества позволит решить все ныне существующие проблемы.
Подготовка сознания детей к восприятию культурных ценностей требует от самого педагога предварительной работы по собственному усвоению истинного понимания Культуры в духовном ее значении – как развивающего начала, как синтеза познавательного и прекрасного.
Пояснительный материал
к предложенным темам книжных выставок
ТЕМА I. ДЛЯ ЧЕГО ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК?
Разделы выставки:
• Совершенство – цель земных путей
• Мы живем для того, чтобы творить добро
• Без любви к Родине продвижения нет
«...Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного,
заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового,
духовного развития человечества. Без этого все практические познания <…>
не только не принесут пользы, но нанесут вред самому человеку».
(К.Д. Ушинский)
Для чего живет человек? – Чтобы стать лучше, чтобы познавать и совершенствоваться, стремиться за пределы известного наверх и помочь друг другу.
Если бы эта истина была усвоена каждым человеком еще в юном возрасте - иные подрастали бы поколения, и перед обществом сейчас не стояли бы проблемы преступности, наркомании и иного отклоняющегося поведения, поскольку человек, знающий о цели и смысле существования, имеет в жизни ясные ориентиры, и от этого света он уже не свернет во тьму.
В чем может совершенствоваться, улучшаться человек? Многие ответят на этот вопрос: в своем занятии, работе, профессии; кто-то скажет – хорошо выполнять свою роль матери, отца и в целом, семьянина. Для кого-то совершенствоваться – значит, хорошо выглядеть, красиво одеваться; но другой отметит, что стать лучше – это значит, стать добрее; кому-то важно стать спокойнее, владеть собой – так понимает он задачу самосовершенствования… И каждый по-своему прав.
Ближе к истине будет тот, для кого стать лучше, совершеннее – значит, стремясь к познанию окружающего мира и своего места в нем, опираясь на космическое мировоззрение, стать духовно богаче и нравственно совершеннее. Благодаря такому устремлению, многие и многие проблемы из жизни уйдут. Поэтому, мудрое наставление – «стремиться за пределы известного наверх…» – означает: пополнять качественно, духовно свои знания, и изменяться в соответствии с ними. В этом труде – цель и смысл существования, и счастье человека. При этом важно, чтобы в этом наставлении было усвоено важнейшее нравственное правило: «…и помочь друг другу». Творить добро – нравственная норма, которая утвердившись в сознании, становится потребностью человека.
Устройство общей жизни людей посредством законов, поддерживаемых насилием,
без внутреннего совершенствования, это все равно что перекладывание без извести
из неотесанных камней на новый лад разваливающееся здание.
Как ни клади, все не будет толка, и здание все будет разваливаться.
(Л.Н. Толстой)
Стремиться к совершенству – значит, стремиться к красоте
Снова и снова вспомним истину: созерцая прекрасное, слушая прекрасное, мы улучшаемся. Вся культурная сокровищница в распоряжении человека познающего.
Культура помогает человеку совершенствоваться, познавать мир и себя. Произведения шедевры литературы, искусства, научные труды и духовные учения всецело способствуют этому.
Без осознания необходимости духовного, нравственного здоровья – нет будущего.
Важнейшим положением, на которые опирается здание общественной жизни, является патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу. Органично переплетаясь с принципом гуманизма, лежащим в основе педагогической деятельности, патриотизм, как и другие моральные принципы, выражает выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся назначения человека, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми.
Историческое достоинство народа и отдельного человека измеряется его культурой, его любовью к Родине, его мужеством и честностью перед собственной историей. Для нормального духовного и материального развития любого народа необходимо условие, когда вектор его развития соответствует характеру этого народа, национальной культуре и той самобытности, которая сложилась в течение многих веков его истории.
С этико-гуманистической точки зрения значение патриотизма обусловлено тем, что он является одной из форм соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и общества.
Умалять, отвергать и очернять свое родное – атрибут низкой культуры. Отказаться от Родины, от служения ей – значит потерять свое достоинство.
Без любви к Родине нет Культуры, и небрежение к Родине есть прежде всего некультурность.
ТЕМА II. КУЛЬТУРА – ВРАТА В БУДУЩЕЕ
Разделы выставки:
• Что значит быть культурным?
• Человек будущего – человек нравственный
• О Культуре и цивилизации
Наша неотложная обязанность создавать для молодого поколения
традиции Культуры. Там, где Культура, там и Мир. Там и подвиг,
там и правильное решение труднейших социальных проблем.
(Н.К. Рерих)
Так что же значит быть культурным?
Под этим часто подразумевают лишь внешнее поведение – знание приличий и умение быть обходительным. Несомненно, вежливость – одно из условий, составляющих многокомпонентное качество культурности, характеризующее человека, по духу соответствующего высокому понятию Культуры. Однако вежливость еще не есть культурность, и этикет еще не Этика.
Чем дальше развивается цивилизация, тем более актуальным становится вопрос о формировании культуры личности, поскольку и управление сложными техническими средствами, и использование высоких технологий требуют также и высокого уровня развития человека, осознания им своей ответственности перед обществом.
Безответственный человек не может быть культурным.
Но разве может быть культурным эгоист? Себялюбивому нет дела до других, и чувство самоотверженной любви ему незнакомо, так же как и понятие Общего блага. Но без этого нет Культуры. Недаром в Лицее, где воспитывался А.С. Пушкин и откуда вышли многие выдающиеся личности, был девиз: «На пользу общую».
Умение самоотверженно трудиться на Общее благо отличает культурного человека в ряду других людей, и такое желание возникает лишь у того, кому свойственно внутреннее, сердечное устремление к совершенствованию. Без самосовершенствования нет Культуры, как и без качества сердечности нет понятия культурности. Внешняя, показная вежливость не скроет жестокосердия. И не зря говорится: бессердечие есть не что иное, как а-культурное состояние сердца.
Быть культурным – значит, быть способным к сотрудничеству, а это есть самый быстрый путь к совершенствованию. Без этого качества человечеству не переступить порог Нового Мира, в котором сотрудничество будет основой творчества.
Однако, умение ладить с людьми вовсе не означает беспринципности, так же как и великодушие, атрибут культурности, не означает попустительства всякой грубости и безнравственности. Именно пошлость, эгоизм, лицемерие являются противниками Культуры, и источником их является всё та же невежественность.
Отрицательное отношение к новому не может являться принадлежностью развитого сознания. Стремление к Знаниям и открытость ко всему новому, эволюционно-строительному – в этом еще одна особенность и характерная черта культурного человека.
Также очевидна жизненная необходимость воспитания нравственности: общество, пренебрегающее нравственными ценностями, неизбежно обрекает себя на гибель. Воспитание нравственности ориентировано на общечеловеческие ценности, гуманистическую перспективу истории общества.
Воспитание нравственности – это воспитание человека в его целостности, формирование фундаментальных человеческих качеств. Это одна из важных сторон многогранного процесса становления личности, освоения индивидом моральных ценностей.
Культуру часто считают синонимом слова «цивилизация».
Отождествление этих понятий так же ошибочно, как и их противопоставление. Культура и цивилизация не являются синонимами или антиномиями (взаимоисключающими понятиями, или противоречиями) – они взаимно дополняют друг друга и так же взаимообусловлены, как материальное и духовное начала в Культуре.
Цивилизация – явление преходящее, связанное с обустройством жизни и рукотворчеством, это внешние пределы развития общества, тогда как Культура является сущностью духовного качества жизни. Цивилизации приходят и уходят, возникают и разрушаются, в то время как вечный дух Культуры, носителем которой является человечество в целом, остается, проходя свои циклы развития через многие поколения, укрепляя их дух.
В справочной литературе по философии, социологии, культурологии часто поднимается вопрос о соотношении Культуры и цивилизации, указывается, что цивилизация связана не столько с творчеством, созданием культурных ценностей, сколько с их потреблением. Как правило, отмечается, что развитие цивилизации тесно связывается с изменением образа жизни людей: со стремлением к комфорту, созданием красивых и надежных машин, домов, участием во множестве развлечений, приобщением к «массовой культуре».
Исходя из ныне существующих представлений о ценностях цивилизации следует, что люди, увлекаясь ее «дарами», все дальше «уходят в лес» от жизненно важных Основ, теряя ориентиры Света духовности, все больше погружаясь в сумерки механического стандарта. Стремление к материальному благополучию – это путь в никуда, вернее, в пропасть, порожденную ненасытностью человеческих желаний. К тому же, механическими построениями, стандартами и шаблонами, эволюция не строится – лишь творчеством духа человечество может продвинуться в Будущее, в лучшую, достойную, счастливую жизнь. Но для этого нужна опора – опора на Знания и Красоту, которые не заменят информация и внешний блеск.
Если развитие науки и техники происходит не в интересах всего общества, и технические изобретения применяются в корыстных целях, если открытия в области новых технологий используются независимо от хода общественных процессов – это неизбежно приведет к углублению общего кризиса, и чтобы обозначить пути выхода из него, обществу надо твердо осознать: впереди развития цивилизации должна идти Культура.
ТЕМА III. И ВМЕСТЕ МЫ СОЗДАДИМ РОССИИ БУДУЩЕЙ ДИВНУЮ ПОВЕСТЬ
Разделы выставки:
• На Общее благо трудясь и творя, поможем стране и Культуре
• Великие подвижники нас вдохновляют на все времена
• К добру и злу не будем равнодушны
Необходимо собрать и обобщить все достижения великих мыслителей в области познания и развития идеи Общего блага как общеполезного эволюционного принципа. При таком подходе Общее благо предстанет не просто в виде моральной категории, но как онтологическое понятие – одновременно и как путь и как цель развития человечества. В своем высшем аспекте понятие Общего блага может быть проявлено как в виде коллективного духовного опыта людей, так и в виде развития внутренних качеств отдельной личности. Стремление к Общему благу, которое человек приобретает на пути своего развития, делает предельно ясным и понятным для любого, даже самого простого человека жизненную необходимость совершенствования и нравственно-духовного восхождения. Придавая понятию Общего блага духовный смысл, не нужно исключать и его материальные жизненно-необходимые аспекты, связанные в сознании человечества, прежде всего, с научно-техническим прогрессом, преодолением разрушительных для людей явлений природы, ростом разумного комфорта и благополучия.
Общее Благо не есть просто сумма потребностей и желаний отдельных индивидов. В основе Общего Блага заложен критерий, определяющий соответствие общим целям и задачам развития всего человечества. И невозможно придти к согласию в вопросе, что же является благом для всех людей, если не определить цель и смысл жизни. И это не столько усложняет понимание принципа Общего Блага, сколько показывает тесную взаимосвязь эволюции человека с законами природы, законами Космоса. И тогда Общее Благо выражается не как преходящая точка зрения той или другой исторической эпохи, а как вечный, непреложный закон добра, который определяет собою путь мирового развития и остается истинным совершенно независимо от того, готовы или не готовы люди к его пониманию.
Без преувеличения можно сказать, что весь мир делится по границе личного и Общего блага. И сегодня очевидно, что человечество будет все больше и больше увязать в бесконечных проблемах и конфликтах до тех пор, пока не утвердит приоритет Общего блага над своекорыстными интересами.
Принцип Общего блага как идея, имеющая чисто гуманистическую основу, может рассматриваться как высшая духовная ценность, как эталон, с которым соизмеряются другие ценности – такие как свобода, равенство, право, закон и которые, в принципе, служат для осуществления идеи Общего блага.
В истории нашей Родины мы находим множество примеров великих подвижников, созидателей и героев, самоотверженно служивших на благо своего народа.
К подвижникам можно отнести те великие личности, чья жизнь, творчество, служение общему делу способствовали духовному продвижению, развитию общества. Они своим примером зажигали огонь в сердцах людей, устремляли их к духовному совершенствованию, объединяли в противостоянии общим опасностям и преодолении общих проблем. Вокруг них собирались единомышленники, стремящиеся к познанию, за ними шел народ, самоотверженно выполняя свой долг перед Родиной.
Русская Земля знает многих настоящих подвижников. Были они в прошлом, есть и в настоящем. Среди них и святые, и правители-государственники, и полководцы, и ученые, и люди самых разнообразных творческих профессий, и учителя, врачи, военнослужащие, рабочие и труженики села, и т.п. Объединяет их любовь к Родине, к людям, стремление принести им красоту и знание, человеколюбие и стойкость, способность защитить и помочь преодолеть трудности, возникающие на бесконечном пути общественного развития и самосовершенствования.